Из старых дневниковых записей. Про "Наследницу Маргичи".
- fostermama

- 23 апр. 2020 г.
- 4 мин. чтения
осень 2010 года
... У нового ребенка отит. Вечером, когда в поликлинику поздно, пожаловался на то, что "ухо заложило и никак не исправить", потом начало болеть. Потом поднялась температура. Отит у него хронический, судя по его словам ( "Я сколько себя помню, оно (ухо) у меня всегда болело" ). Закапала Отипакс, чтобы не болело, пока попадём к врачу, уснул очень поздно, потому, что температура не та, которую сбивают (37,6), но - труднопереносимая им. С температурой ему плохо - болит голова, еще ухо болело сначала, то в жар - то в озноб бросает, настроение у ребенка было совсем плохое, нельзя было уйти от него.
Пока не уснул - рассказывала "Наследницу Маргичи". Про эту сказку нужно отдельно рассказать. Это у нас такое очень мое средство говорить с ребенком, когда он не хочет или не может говорить. Сказка бесконечная совершенно. Все повороты событий в ней напрямую зависят от того, что мне хотелось бы до детки донести.
И дети всегда (а рассказываю ее детям я уже очень много лет - и своим, и тем, с которыми работала и работаю) понимали это, но слушали - тоже всегда.
У этой сказки структура русской волшебной. Герой , в силу разных причин не увидевший вовремя свою любовь и утративший ее - идет "по свету" в поисках. И , по ходу, с ним происходят очень разные вещи. Он оказывается то в стеклянном городе (где нет стен не из стекла, потому, что жители решили, что честным людям скрывать нечего...(и это очень мощное средство обдумать необходимость личного пространства, времени и остального личного не только для самого ребенка, но и для людей, которые рядом с ним); то в маленькой деревушке, где люди испокон веков живут в согласии, потому, что много веков назад пережили страшную вражду, но маленькая девочка сдружила деревню. И, хотя она уже состарилась и умерла - но люди почувствовали, какое это счастье - любить других - и уже не хотят счастья лично для себя, если есть кто-то несчастливый рядом...; то в рабочем поселке, где часть времени года люди прекрасны, потому, что они (лесорубы) работают и делают это хорошо, умея - а другую часть года они отдыхают и тратят заработанное в корчме - и становятся совершенно другими людьми. И сами понимают эту метаморфозу - и ничего не могут сделать "Ибо таков порядок вещей"...
Надо ли говорить, что наш герой помогает изменить мнение, что порядок вещей должен оставаться неизменным и ничто не должно меняться со временем..
Еще есть места, где живут одни дети ( "Праздник непослушания" мне в помощь) и неперечисляемое количество всяких-всяких еще мест.
Рассказываю я эту сказку не очень часто.
Хотя, бывает, и несколько вечеров (ночей - она рассказывается только при выключенном свете и когда дети в постелях) подряд.
Я и сама уже не помню всех мест, в которых мы уже побывали с этим героем, который волшебным образом приобретает черты тех, кто слушает и переживает события, отдаленно (очень отдаленно - иначе получается грубо и не пройдет) напоминающие те, что волнуют слушающих в реальной жизни.
Идея сказки - не моя. Об этом тоже непременно нужно рассказать...
Про происхождение и авторство терапевтической сказки “Наследница Маргичи":
В ранней-ранней юности я работала в школе – интернате в г.п. Холопеничи - не очень большой деревне . Место было по тем временам очень глухое – 30 км. по плохой дороге от ближайшего маленького райцентра Крупки.
Попала я туда по очень прозаической причине: интернат был, а воспитателей в нем – не было. И призжавшие по распределению сбегали, как только могли быстро.
Так вот – кроме всего тяжелого, там у меня было хорошее. Были дети. И – Галя.
Галя ( Храповицкая в девичестве, Пахомова в супружестве) была выпускницей Витебского, кажется, педа (если там было тогда ИЗО-отделение), преподавала труд девочкам и рисование всем. И была она художницей – фэнтэзи в духе Валеджо (что в конце 80-х годов прошлого века было просто революционно)
Вот именно она сочинила и рассказывала мне эту самую «Наследницу Маргичи».
А я – использовала идею. За что , наряду со многим другим хорошим, что оставила в моей душе и жизни эта девушка – теперь давно уже женщина, я ей очень благодарна."


* * *
Есть горячее солнце, наивные дети,
Драгоценная радость мелодий и книг.
Если нет — то ведь были, ведь были на свете
И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ...
Есть незримое творчество в каждом мгновеньи -
В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай золотые мгновенья.
В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз...
Бесконечно позорно в припадке печали
Добровольно исчезнуть, как тень на стекле.
Разве Новые Встречи уже отсияли?
Разве только собаки живут на земле?
Если сам я угрюм, как голландская сажа
(Улыбнись, улыбнись на сравненье моё!),
Этот чёрный румянец — налёт от дренажа,
Это Муза меня подняла на копьё.
Подожди! Я сживусь со своим новосельем -
Как весенний скворец запою на копье!
Оглушу твои уши цыганским весельем!
Дай лишь срок разобраться в проклятом тряпье.
Оставайся! Так мало здесь чутких и честных...
Оставайся! Лишь в них оправданье земли.
Адресов я не знаю — ищи неизвестных,
Как и ты, неподвижно лежащих в пыли.
Если лучшие будут бросаться в пролёты,
Скиснет мир от бескрылых гиен и тупиц!
Полюби безотчётную радость полёта...
Разверни свою душу до полных границ.
Будь женой или мужем, сестрой или братом,
Акушеркой, художником, нянькой, врачом,
Отдавай — и, дрожа, не тянись за возвратом.
Все сердца открываются этим ключом.
Есть ещё острова одиночества мысли.
Будь умён и не бойся на них отдыхать.
Там обрывы над тёмной водою нависли -
Можешь думать... и камешки в воду бросать...
А вопросы... Вопросы не знают ответа -
Налетят, разожгут и умчатся, как корь.
Соломон нам оставил два мудрых совета:
Убегай от тоски и с глупцами не спорь.
Саша Чёрный, 1910

осень 2015
Иеромонах Роман (Матюшин)
Что во имя своё сотворил — безпощадно порушу
И, восстав поутру, побреду, умаляя молву.
Золотым омофором молитвы окутаю душу,
Огнезрачным венцом покаянья украшу главу.
Суесловие мира и прелесть его отметая,
Стану днём скоморошить и досыта плакать в ночи:
«Препояши меня целомудрием, о Пресвятая,
И вино очищенья Своею мольбой источи.
Напои, убели, оживи! Сотвори мя готовым,
Грехоплётство моё милосердно из сердца изгладь.
Начертай в нём навеки Сладчайшее Имя Христово,
О Пречистая Дево, молящихся Чудная Мать»




Комментарии