Снова про самообразование, "своё дело" - и - колею.
- fostermama

- 23 апр. 2020 г.
- 9 мин. чтения

Вот такое мнение вдогонку недавним размышлениям о школьном образовании:
Но никогда самостоятельная деятельность даже самого гениального ребёнка по результатам не приблизится к тому, что получается с толковым грамотным наставником.
Просто хочется ответить вслух:
Мы ведь изначально не говорим об альтернативе самостоятельной работы ребенка - или его работы с толковым, грамотным Наставником. Если бы у меня была возможность предоставить детям - именно в их работе - такого человека - я бы и секунды не думала, просила бы заниматься. Потому, что - да - с таким преподавателем все будет на несколько порядков глубже и во много раз легче для ребенка.
Но в доступной нам школе, даже лучшей гимназии Минска - нет такого предложения не то что по всем предметам - а даже и по одному. Потому, что, чем лучше школа - тем плотнее заполнены классы, и класса с 18 детьми в таких учебных заведениях - нет. А есть - под 30. И с такой численностью на долю каждого ребенка приходится чрезвычайно мало индивидуального внимания.
А скорость у каждого ребенка - разная.
Плюс - межличностные отношения как с самим педагогом, так и со всеми одноклассниками забирают львиную долю ресурса как внимания, так и времени.
Плюс - обязательное для школы время для контроля, потерянное для объяснения.
Плюс - всевозможные отвлекающие факторы - надеюсь, не надо живописать, и так всем понятно, что, если и есть в школе два Преподавателя, которые умеют грамотно использовать временной ресурс и обойти основные рифы, мешающие процессу обучения - то это уже очень удачная школа. Сейчас большинство школ не могут похвастаться даже одним таким.
Но и это - не главное.
Есть мнение, что все, что очень грамотно и толково "разжевал" специалист - дает - обученность.
А то, что ребенок добыл сам, пусть пока и не с пониманием всех нюансов - дает - обучаемость.
В первом случае повышается уровень, но это повышение - снова статично. До следующего "впрыска" и "разжевывания".
В то время как самостоятельная, мотивированная работа дает ребенку ресурс саморазвития, умения добывать знания, искать их, искать возможности. И, возможно, самому научиться открывать те самые "нюансы". А это - уже совершенно другой уровень. Несравнимый с натасканностью и обученностью. Даже, если хотите, другой уровень удовольствия от процесса в частности и от жизни в целом.
И ещё одно мнение:
"...если я объяснила и разжевала какую то тему сразу, то ребёнок делает в разы быстрее и правильнее все упражнения. Если не объяснила, а сам читал - изучал, то потом это икается и спустя несколько лет иногда. Почему ? Да потому что ребёнок не в состоянии оценить важность и не важность нюансов, не в состоянии сопоставить , он не видит связи там, где это нужно увидеть. Для того, чтобы увидеть это нужно все- таки смотреть сверху - через призму того намного большего знания, которого у ребёнка нет."
И на это - тоже хочется ответить:
У меня нет цели научить ребенка делать в разы быстрее и правильнее все упражнения.
У меня есть цель вооружить ребенка инструментами познания и мотивировать его на этот процесс, как на интересное и даже захватывающее действо, в котором он будет не пассивным получателем разжеванных знаний, пусть даже и с нюансами - а исследователем, с каждым новым временным витком поднимающимся на все бОльшую высоту собственного опыта, умений и навыков, добытых своим трудом и с пониманием - зачем. И с желанием узнать то, что узнает, и с радостью от новых побед и открытий.
Мне не нужны сугубо академические успехи ( они, кстати, тоже приходят).
Мне нужно вырастить счастливых людей, которые в процессе обучения, в первую очередь смогут понять, чем сами хотят заниматься, зачем и ради какой цели.
А нюансы - может быть, у них даже более свежие и рациональные нарисуются...
книги и лекции (есть некоторое количество видео) Фейнмана. Мне самой очень жаль, что я не видела и не читала этого в школе, хотя с физикой у меня было все оочень интересно, были мысли об этом направлении. Но - перевесило то, чего больше хотелось. Слава Богу.
По биологии, я как-то уже рассказывала, мои дети пользуются огромным старым томом Вилли-Детье. По русскому все еще Розенталь.
Уж что-что, а учебники можно и выбрать. Как кому - а мне с детьми по геометрии все еще помогает старый добрый учебник Киселева, по нему, кажется, еще моя мама училась.
Для более старших, чем мои, по всей математике - Сканави. И Выгодский.
Ну - принцип ясен, информации сейчас столько, что нетрудно отсеять лучшее. Не восьмидесятые прошлого века на дворе, когда я была школьницей
Так вот, пример.
В школе я училась хорошо. Но для меня это было плохо. С самого первого класса. Меня это обстоятельство лишало очень многих возможностей. Потому, что мне было очень легко учиться - и я не умела и не хотела ни работать, ни вообще как бы то ни было напрягаться. И, наверно, совсем бы обленилась. Но, к счастью, у меня был дедушка, который преподавал философию. И у которого можно было спросить про одно, а получить ответ про то, про что не спросила, но хотела бы знать больше, чем про то, про что спросила. Надеюсь, получилось рассказать понятно ((.
И однажды дедушка мне открыл такуую тайну! Что можно не ждать, пока учителя в школе что-то объяснят, а самой искать информацию о том, что интереснее именно мне.
С того вечера у меня и началась, собственно, жизнь.
Я училась в пятом классе. Было мне лет 11, наверно.
Сначала я, по предложению дедушки, стала вести дневник. Где могла сформулировать сугубо для себя все, что мне было важно, интересно и нужно записать.
Потом - сама записалась в районную библиотеку, что было удивительно моим родителям, поскольку дедушкина библиотека занимала все стены кабинета под потолок (4 метровый), и к верхним полкам добирались по старой скрипучей деревянной лестнице - стремянке. И все, что там было, я могла взять и читать. (ну - например, там были все тома всемирной литературы и все тома ЖЗЛ)
Но в районной библиотеке я могла искать книги - по темам.
В 9 классе мама дала мне свой читательский билет в лучшую научную библиотеку Минска (мама работала в системе Академии Наук и поэтому у нее был доступ в самый удобный и хорошо устроенный читательский зал) и я стала пользоваться этим ресурсом. Потому, что на фотографии в читательском билете маме было лет 20 и я похожа была на неё ))
Контрольная группа была, конечно, не я сама. Это были мои одноклассники. Которые поступили в лучшие ВУЗы СССР в почти полном составе нашего класса. Большинство - в Питер и Москву. Физфаки МГУ и ЛГУ, ЛЭТИ, Бауманское, МАИ - у нас была очень сильная физико-математическая подготовка.
Моя подруга детства и одноклассница, закончившая физфак ЛГУ и учившаяся всегда с блеском, физиком, работающим учёным, всё же - не стала. Но - она стала счастливой. Она - очень цельный человек. Потому, что смогла в своей жизни не попасть в колею, а проложила свой путь.
И теперь она занимается тем, что есть в этой группе - это её конный двор. Я не знаю, чем она занимается ещё, но это - неважно. Душа её - не сомневаюсь - в седле. ( И я так горжусь тем, что знаю её с детства! Её нет на этом ресурсе, поэтому я могу себе позволить это написать. Если бы она увидела - сердилась бы. Всегда была очень умной, но при этом - сдержанной и скромной. Это я выпендривалась, хотя не с чего было - мозгами я до неё и в школе не дотягивала ((( )
И все остальные занимаются или тем, для чего совершенно (совершенно!!! ) не пригодились школьные знания - или не очень счастливы. Я это от них самих слышала. Что учиться тому, что профессионально пригодилось - пришлось с нуля. Заново.
А вот то, что добыли самостоятельно - со всеми нами.
Потому, что я в процессе самообучения, через журналы "Наука и жизнь", " Новый мир", "Иностранная литература", "Нева", "Техника - молодежи", "Знание - сила", "Квант", "Химия и жизнь", которые читала в библиотеке еще районной - перешла к журналам "Семья и школа", "Начальная школа", "Советская педагогика", "Вожатый"("Ступени"), "Магистр"и "Воспитание школьников".
И вот это - то, что я использовала как основную базу своей работы с детьми со своих 17 лет.
Я уверена, что, не будь этой базы, я никогда не прошла бы несколько смен на первом отряде лагерей в одиночку в возрасте + 1-2 года к возрасту "детей". И в интернате просто не смогла бы задержаться дольше одного вечера. Поклон до земли создателям тех печатных изданий - это и была почти вся информация, доступная мне в то время.
А Аленка, та моя одноклассница, которая устраивает конные походы - не училась в школе почти совсем с возраста лет 12-13. Потому, что занималась виндсерфингом и ездила на сборы почти все учебное время.
Наши родители дружили. И я знаю, как она учила и сдавала, чтобы не запретили эти сборы (школа зуб точила на это - всю дорогу).
Так же, как мои дети, когда хотят разобраться в чём-то для себя.
Если мои рассуждения звучат, как призыв непременно забрать детей из школы на семейное обучение - то я не смогла сказать так, как думаю. И нужно, наверно, об этом отдельно:
Эта форма обучения совсем не для всех.
В первую очередь она противопоказана семьям, которые привязаны к социальной колее, и ни самим себе, ни детям - даже не позволяют думать в сторону от общепринятого, общеодобряемого и протоптанного подавляющим большинством пути.
Я знаю людей, которые считают, что ВО (высшее образование) - это уже не общий путь. Для меня это не так. Просто движутся все по этой колее на своем уровне. Но - такая колея, как я вижу, затягивает людей в такой вид движения, который просто не оставляет времени, возможностей, сил, средств - на свою, собственную жизнь.
Понимаете - вот это - собственная жизнь - для разных людей означает разное. Для меня это, в первую очередь, осмысленность моих собственных действий каждую минуту жизни.
Не три часа после работы.
Не некоторое время на работе.
А - все время, всегда.
Для меня целая жизнь, проведенная за делами, которые надо сделать, чтобы получить деньги, необходимые для того, чтобы вывести детей в такую же колею - похожа на колесо, в которое запускают белку, чтобы она не умерла от гиподинамии.
Мне жалко эту белку. Ей бы в лесу с ветки на ветку скакать. Пусть даже и пасть от зубов хищника - но и пожить. А вот это безопасное колесо - оно спасает от самой жизни, по мне.
Это здорово, если ребенок, выученный и образованный в школе, выбирает свой путь - и это действительно то, чем ему заниматься интересно. Свое дело. Не в смысле того, что бизнес ему принадлежит, а в смысле того, что он и хотел бы этим заниматься.
Знаете, я про себя давно, уже много лет, знаю (после честного разговора с самой собой), что для меня самым лучшим делом жизни было бы быть няней или гувернанткой в православной семье с классическими дворянскими традициями.
Не хозяйкой!
Даже не матерью!
Это, может быть, как - то отталкивающе звучит - но я про себя знаю, что я не люблю ответственности за решения. Я люблю выполнять указания, но выполнять их творчески и скрупулезно одновременно.
И я полагаю, что смогла бы быть действительно хорошей няней и гувернанткой. Давно поняла, что это и было мое призвание, всегда.
Но у меня есть дети, которые должны вырасти со мной, потому, что нет альтернативы. И это - тоже колея. И я чувствую ее стены, и в некоторой степени страдаю от них.
Для меня в том, что и няня , и гувернантка - это "domestic service" - нет никакой унизительности. наоборот. Когда-то, когда я еще школьницей была, показывали бразильский, кажется, сериал "Рабыня Изаура". Ну - мы, конечно, смотрели, всей семьей
Так вот - я уже в этом фильме идентифицировала себя с таким персонажем - Жануарией (может, пару человек здесь и помнят такую древность), хотя была в те времена совершенно противоположной комплекции.
Потому, что у каждого есть свое место в этом мире. Уютное и лучшее именно для этого человека.
Я - знаю, что меня привлекает в именно таком месте. И это действительно уникально, и не подойдет другому.
Мое сегодняшнее место внешне, наверно, привлекательнее, статусно выше, вероятно - хозяйка, сама себе, могу делать все, что хочу. Но я вижу, что мои сегодняшние проблемы и произрастают из того, что они не должны были возникнуть в моей жизни, если бы я занималась тем, чем мне хотелось заниматься. И занимала бы именно свое место, пониже статусом и степенью ответственности одновременно.
Так вот - я хотела бы, чтобы дети, которые растут рядом со мной, получили , в первую очередь, возможность отыскать и занять именно свое место, без давления социума и родителей, без непременной этой планки, ниже которой нельзя, без страха потерять то, что будет удавкой на шее всю оставшуюся жизнь.
Потому, что есть люди, которым счастье было бы - в кузнице творить, а их репетиторами на веревке тянут в юристы. Зачем? Они смогут радоваться каждому новому дню такой работы?
Есть, конечно, и прирожденные юристы. Но это и в детстве обычно заметно. И быть их должно поменьше, чем старается быть в мире.
Таким образом для меня самостоятельное (хотя бы осознанное) образование - возможность:
1. выйти из социального "белкина колеса" и суметь найти именно свое призвание, не ограничиваясь желанием быть "не хуже", "выглядеть" и "соответствовать".
2. получить, в первую очередь, те умения и навыки, которые хочется получить. И не ограничивать себя в этом.
3. научиться слышать, понимать и поддерживать - себя. А через это умение уже научиться тому же с другими людьми.
4. и, наконец, получить инструменты и навыки - саморазвития. Умение находить возможности для решения своих задач, в том числе - и Учителей.
Человек, который хочет научиться - несравнимо лучший Ученик, чем несчастное создание, которое - должнонаучиться, потому, что родители так сказали.
Посмотрела , впервые за несколько десятков лет, наверно, кусочек "Рабыни Изауры". Ну - смешно, конечно. Но ассоциации-то - остались )))
Поскольку здесь, в основном, народ, который еще не родился, когда это сериал сняли, вот кусочек. Жануария - на минутах 3.37
И Высоцкий - как раз в тему )))




Комментарии