Про домашнее образование и школу
- fostermama

- 23 апр. 2020 г.
- 24 мин. чтения

(Здесь слишком много для тех, кому это не нужно)

Домашнее обучение, я думаю, потянет любой здоровый ребенок - если он дома с рождения и им минимально занимались.
Не потянет - если документ об образовании нужен, а база - нулевая, в среднем-старшем школьном возрасте. Причем - в большинстве случаев потянул бы, если бы не промежуточное тестирование обучения по индивидуальному плану. Его нужно сдать, а что сдать, если ты забрал ребенка 14 лет, у которого не сформированы арифметические понятия. Как я ему за четверть дам материал 8 лет школы?
За 4 года - дам. Любой родитель, который действительно умеет учиться сам и имеет настоящее образование ( а не документ о нем), может дать. Если будет время выстроить базу, каркас, на который потом разложится все по каждому предмету, учитывая межпредметные связи. Такие знания очень хорошо "держатся" в голове. В отличие от рваного материала школьной программы, не учитывающего ни индивидуальных особенностей восприятия ребенка, ни скорости, которая ему удобна, ни времени дня, ни необходимых интервалов...
Я до сих пор для материалов, по которым нужно запомнить, а не понять, использую опорные конспекты по Шаталову.
А для создания "шкафа для хранения знаний" - методику погружения Щетинина. Очень многое в выстраивании отношений "ученик-ребенок - учитель-родитель" взяла у Амонашвили, моего любимого учителя-писателя после Януша Корчака. Кстати - у меня не было еще двоечника по математике в младших классах, который бы не научился думать, рисовать самостоятельно схемы и решать задачи по "Задачнику" Григория Остера. Смеются - и начинают любить математику Сейчас столько литературы! Гуманистическую направленность хорошо описывает Сухомлинский. Это не все, конечно, что мы используем в ДО, это снова всего лишь векторное направление. И, если ему следовать, мой опыт за то, что единственное препятствие - требование школы "сейчас же, все, что положено по возрасту" в случае, когда ребенок просто не учился до того, как попал ко мне.
Я много лет делаю все, что мне приходит в голову делать в сторону принятия законных изменений для таких случаев, без диагнозов УО и коррекционного образования в резервациях вроде интернатов для детей с особенностями развития "потому, что с такой педзапущенностью никто больше не справится".
Мне хотелось бы, чтобы в таких случаях за ребенком было закреплено право начать учиться даже в 14 - с нуля. И динамику рассматривать не относительно "программ по возрасту", а относительно времени начала обучения и продвижения самого ребенка за это время. Без карательных мер. Фактического обучения, а не формального, коим у нас бооольшой процент населения охвачен, судя по речи и умению выстраивать логические цепочки..
При существующей в нашей стране системе образования, кадрах и кадровой политике государства, общем уровне культуры и духовности населения. я считаю ДО приоритетной формой получения образования и имею неопровержимые для меня доказательства того, что ответственное ДО (домашнее образование, а не обучение) дает образование, сравнимое только с самыми лучшими гимназиями с самыми лучшими учителями.
Аргументов у меня - полтора десятилетия практического обучения детей дома по разным причинам - от тяжелейшей адаптации и расстройств здоровья - до лауреатства в республиканских конкурсах скрипачей и пианистов и разрешением в связи с этим ДО, как талантливым детям. Попробую привести столько (аргументов), сколько позволит формат форума:
1. Алгоритм моих действий с ребенком среднего школьного возраста в случае обучения в школе:
Ребенок учится в течение 6-7 часов, домой возвращается к 14 30. Обедаем. Гуляем-отдыхаем до 16 00, затем ребенок садится делать уроки.
Отступление: у нас правило - я никогда ни у кого не проверяю уроки после одного года ( в любом возрасте) проведенного за уроками вместе. Если ребенок дома с зачатия или с раннего возраста - то с начала второго класса мы делегируем ему ответственность за учебу полностью. Если с более позднего времени - то после одного учебного года, отработанного вместе каждый день. Но - у ребенка есть право обратиться за помощью и получить ее в том объеме, который нужен ему, даже если это займет все свободное время взрослого.
Как правило, после учебного дня возникают вопросы по математике, физике, химии, биологии, английскому. Но это не значит, что с языками-литературой, историей и т.п. дела обстоят лучше. Значит только, что ребенок может сам прочесть параграф в учебнике и текст в хрестоматии.
Как правило, у ребенка есть 2-3 достойных учителя. С уроками по предметам, которые ведут такие учителя, ребенок всегда справляется сам. Иногда нужна помощь в поиске дополнительного материала или в покупке недостающего. С остальными предметами часто приходится проходить тему "с нуля". После целого рабочего дня ребенка!
Когда-то, когда я еще исследовала явление, я задавала вопросы:
- как тебе кажется, почему ты не понял?
и получала ответы, в зависимости от объективной ситуации и самосознания ребенка, такие:
- я не мог заставить себя слушать
- все шумели, мне ничего не было слышно
- учительница сказала самим разбираться, открыла дверь в коридор и разговаривала около двери с другой учительницей. Да, весь урок.
- мне подкинули бумажку со слюнями, я думал, что записка, развернул, потом все надо мной смеялись, а я старался не заплакать и не мог думать про урок.
- я толкнул девочку в столовой, она ударилась сильно и я все время думал "что мне теперь будет?"
- я не успел понять, спросил у учительницы, а она сказала, что для дебилов есть специальные школы и мне туда...
продолжать могу сутки...
Теперь я не задаю таких вопросов, только бросаю любое дело (даже сковородку снимаю с огня раньше, чем надо, даже с блинами), если ребенок начинает рассказывать что бы то ни было - и действительно внимаю. И уходит времени на все, что случается в школе, и что большей частью вовсе не должно присутствовать в жизни детей, поскольку это безнравственность, грязь, агрессия, глупость - всегда много. Есть и хорошая информация, но ее из школы всегда меньше.
Чаще всего дальше мне приходится дублировать урок как минимум по одному "трудному" предмету. Параллельно выправляя рождающуюся ненависть к школе в частности и к образованию в общем. После этого уставший, предельно уставший небольшой человек начинает выполнять то, что является его самостоятельной работой. Как правило, часам к 7 вечера в лучшем случае он освободится для всего, что в нашей жизни есть нешкольного (((((
Продолжу. Все еще про школьника.
На все дополнительное - музыкальную и (или) художественную школы, спортивные секции и просто каток и бассейн, изостудию, танцы и кружок при планетарии, многочисленные наши курсы, частные уроки, домашнюю воскресную школу (подготовку, которая среди недели), подготовку к праздникам и просто бытовые дела - времени практически не остается. КПД 7 часового (!!!) рабочего дня в самое продуктивное время - близок к нулю! И никакая "адаптация в любой среде" и "умение жить в коллективе" не стОят таких временных затрат.
Об умении жить в коллективе скажу так: стараясь выполнять заповеди, сохраняя душевную чистоплотность, человек умеет жить достаточно. Любая среда - это очень много социальных срезов. Не думаю, что должна готовить детей к жизни в криминальной среде. Придется - выживут. "Отца Арсения" мы вместе вслух читали - уже многое знают. И совсем необязательно им нужна практика по жизни в обществе воинствующих атеистов, гламурных девочек, объединяющихся для травли и использующих для наказания соискателей их красоты, или детей, которые сублимируют ежедневное насилие в своих семьях в играх и разговорах.
Есть большая вероятность того, что, если они будут и самостоятельно организованы так, как сейчас и будут так же учиться - то им не придётся жить и работать в коллективе именно таких людей - никогда. Всё же в жизни я вижу закономерность - чем выше интеллект - тем терпимее и доброжелательнее человек к тем, кто мыслит и живёт по-другому.
Теперь - рабочий день ребенка на ДО:
Поскольку мы встаем рано все и есть общий для детей на ДО и школьников утренний блок занятий, он - для всех один, отфильтрованный из многочисленных экспериментальных вариантов через желание детей этим заниматься. Это - 15-18 минут правила, 10 минут серии "Закона Божия" из 266-серийного цикла в пост и в среду-пятницу непостного времени, мультфильмы хорошего качества в остальное время, пробежка, турник и гантели для мальчиков, гимнастика и танцы для девочек.И - танцы для всех.
Кстати про танцы: сестричка моя нашла для дочки, а мы подхватили и очень рекомендуем для зарядки just dance. (начинали мы с just dance kids, конечно)
Потом завтрак и во время завтрака координация действий в течение дня всех, кому нужно взаимодействовать.
А дальше - ребенок, который на ДО, сам определяет, чем, сколько и когда заниматься, учитывая нужный результат, который с ним обсуждается в начале и конце каждой четверти с перспективным планом и каждой недели - с текущим.
Учитывать ребенку приходится и то, как ему необходимо взаимодействовать с остальными членами семьи в течение дня.
Пример того, как строю я свой рабочий день, имея 4 ребенка дома, принесу из дневника, писала в 2009 году, как раз как объяснение того, что и с 4 детьми это - реально.
Нашла дневник этот - 2008-2009 года - и поняла, что еще кое-что полемическое из него нужно сюда принести:
распространенный штамп:" Надо в школу, иначе ребенок не научится жить в обществе"
Я все таки за то, что общество разное бывает. И у взрослого нааамного больше возможностей выбрать себе общество по уровню нравственности и интеллекта, нежели у ребенка в школе.
Ребенок в заведомо проигранных конфликтах с "более правым по причине возраста - положения" учителем учится позиции "моя хата с краю...себе дороже". Конформизму учится и приспособленчеству, как нижней границе конформизма. И еще многим очень неглубоким уменьицам и позициям. Независимость - на мой взгляд первое условие формирования собственного мировоззрения.
Конечно, иногда в школах есть Учителя, способные грамотно создать и "вести" хороший детский коллектив. Это - очень ценно. В таком коллективе справедливость, доброе отношение друг к другу и детей и взрослых творит гораздо больше, чем может семья, обучая детей дома. Другими словами - если Вам повезло, и Ваш ребенок учится у Амонашвили - какое может быть домашнее образование? Не обкрадывайте своего ребенка, любите вместе с ним его потрясающего Учителя. ( его книги "Размышления о гуманной педагогике"
"Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской" , "Баллада о воспитании" - и сегодня помогают мне, уже по памяти, даже открывать не нужно.
"Здравствуйте, дети" - мне лет 25 назад впервые показала то, насколько дети воспринимают ситуации по-другому, чем взрослые. И насколько многое взрослые ломают в детях от непонимания (нежелания понять).
Только хочу предупредить: мне часто приходится спотыкаться у Амонашвили о неправославный подход. Я для себя все равно очень люблю этого педагога. Но он - точно не православный, мне иногда не очень приятно, как он цитирует и использует Евангелие.
Но в понимании ребенка он - профессионал. Много-много полезного.)
Вот только Учителей таких на весь Минск - ну, поверю, что сотня..на 200 с лишним школ.
Из моего детского опыта: я никогда не рассказывала о ситуациях, где меня обижали. Из нежелания еще раз пережить это унижение. Я "закрывала" для себя эти моменты (их немного, к счастью, было). Но (!!!!!) моя мама только пару лет назад узнала, что моя учительница фортепиано в музыкалке закрыла мне, рассердившись, крышку на руки резким движением - и именно из - за этого, а не придуманного падения на лестнице, я ходила с лангетой 2 недели. (было мне тогда 10-11 лет). Учительница недвусмысленно пообещала, что, если я расскажу родителям, что пальцы не сгибаются из-за крышки фортепиано, то она расскажет, насколько ужасно я готовлюсь к занятиям. Сейчас я понимаю, что ужасно - это было то, КАК эта учительница со мной занималась. Собственно - она не занималась. Она - или "проверяла", как я подготовила сама дома свою программу, и неизменно сердилась на каждую ошибку и кричала и швыряла крышку мне на руки, которые я, за исключением того раза, успевала отдёрнуть; или - весь урок разговаривала то в своём, то в соседнем классе, с учительницей-подругой, работавшей в соседнем. Я была в курсе всех мельчайших нюансов семейной и общественной жизни обеих.
Врожденная любовь к музыке долго сражалась во мне с откровенной профнепригодностью учительницы. Но победила учительница - при отличной учебе в общеобразовательной школе, на уроках сольфеджио и музлитературы в музыкалке - по специальности я училась из рук вон плохо и прослыла "избирательной лентяйкой - сугубо по отношению к занятиям фо-но". При этом я все детство думала, что я и виновата.
Наш старший ребенок в младшей школе утратил отношение к родителям, как к главным авторитетам в своей жизни. Это место заняла первая учительница - на 2 года.Так часто бывает. Отчасти - потому, что учительница - авторитет одновременно для всех друзей и одноклассников, отчасти - потому, что новый этап - новый авторитет. Так вот - нам этот авторитет тогда многое в ребенке "подпортил". Причем все - с улыбкой, ласковым голосом. Эта учительница ласково научила детей, приходя в школу , класть ей на край стола конфетКу(яблоЧко, апельсинКу) - уменьшительно-ласкательная ее речь до сих пор заставляет меня передернуть плечами. Но тогда - мы думали, что это мы просто ребенка своего ревнуем. В этом же нас убеждали все окружающие, в том числе - наши друзья, у которых дочь училась с нашим сыном .
Уже взрослый наш ребенок всегда всем пытается "заплатить", хотя никогда не видел этого у нас - только те конфетки - апельсинки учительнице. И ведь какую нравственную основу подвела - рассказывала детям, что угощать - это показывать то, что ты - друг. Узнали в подробностях уже в средней школе. А тогда - удивлялись, как ребенок просит не заставлять его есть лакомства дома - лучше разрешить в школу взять. Говорили с ним о том, что некрасиво носить "напоказ", давали больше, чтобы друзей угощал...эх
Цитата из дневника 2008 года, которая особенно по теме, Владимир Леви (автор "Нестандартного ребёнка"):
" - Школьная "социализация" - фикция. Пустое абстрактное слово. На самом же деле все очень конкретно: ребенок, такой ребенок, каков есть - уникальное, своеобычное, никем не знаемое существо - вынужден приспосабливаться к крохотной и зачастую весьма непредставительной части большого Социума - к своему школьному микросоциуму: к классу и его учителям. Что-то вроде омутка в болотистом лесу, где устанавливаются свои маленькие закончики, царят свои маленькие царьки и шныряют свои маленькие, но злые и безжалостные хищники. Довольно замкнутая среда и, говоря мягко, сомнительная по качеству. Среда, где тебе повезет или не повезет, и последнее гораздо вероятней. Среда, где тебе насильственно набивают голову бессмысленной чепухой, которая тебе никогда не пригодится, а самых нужных знаний и умений не прививают. Среда, где тебя могут ни за что ни про что презирать, ненавидеть, отталкивать, шпынять, травить, издеваться, бить, наносить физические и душевные травмы. Среда жутко опасная, куда легко проникают всякие садисты и психопаты, насильники, извращенцы, где пасется коварная наркомафия, приобщающая тебя к зелью в школьных туалетах - родители это проконтролировать не в состоянии, ты беззащитен и одинок в этих хищных джунглях... Среда, где тебя не понимают, не поймут и понимать не хотят. И в ней проходит 10- 12 лучших, нежнейших, восприимчивейших лет твоей жизни...
Такой "социализации" я и врагу не пожелаю. И главное - школа вовсе не та "ложка, по которой можно узнать о содержимом котла" . Потом жизнь выпихивает тебя вон, как котенка, вышибает в совершенно другие, неизвестные тебе слои общества, в непознанные множественные миры Большого Социума. Одна армия чего стоит...Что ты несешь туда с собой? Свои школьные травмы и комплексы. Свою недообразованность, недограмотность. Свое незнание и непонимание людей. Свой наивный эгоцентризм. Свою неуверенность, свои страхи. Свои несбыточные мечтания и иллюзии. Свою чушь в голове. Свою беззащитность...
Да, детский сад и школа, хочешь-не хочешь, развивают у тебя какие-то частичные, местного значения отношенческие уменьица, а скорее, рефлексики. Да, какой-то первичный иммунитет против некоторых гадостей и жестокостей будущей жизни может наметиться, какие-то защитные (и всегда ограничивающие развитие) механизмики... Но настоящего познания человеческих отношений и общества - огромного, сложного, многообразного социального целого - в школе не происходит и на тысячную долю. Настоящего умения общаться и понимать людей школа не прививает. Выпускник- школьник в массе своей дремуче-наивен, социально дезориентирован и психологически беспомощен; это показывают тысячи писем, получаемых мной и от родителей , и от детей-школьников, моих юных читателей и пациентов...
Для меня самого 10 лет школы была на 95% временем потерь, боли и скуки, временем, вычеркнутым из жизни. Все, чему я там научился, я либо уже сам знал и умел, либо мог бы изучить с хорошими учителями за несколько месяцев и гораздо успешнее.
"Социализовать" ребенка вполне можно вне сада и школы. Если ваш дом открыт и в нем есть чем заняться для души и ума, если у вас бывают разные гости, если вы сами ходите в другие дома, если вхожи в разные сообщества - по интересам, по родству душ - если и работа ваша для ребенка открыта - то он будет легко, спокойно, с достаточной защищенностью проходить свое социальное обучение, как это испокон веков и было в нормальных человеческих семьях со времен незапамятных.
Нужно загодя, пока плод воспитания еще не созрел, думать и думать, по какому социальному коридору, в какой слой и уровень жизни, в какой человеческий мир вы намереваетесь направить судьбу своего ребенка. Ведь и жизнь среди подлых бездушных карьеристов и фунционеров, жизнь среди примитивов, хамов, жлобов или среди наркоманов и извращенцев, в злачных тусовках - тоже "социализация", но какая?.. Разные, очень разные миры, разные общества есть внутри общества в нашей стране и по всей земле."
Владимир Леви - автор бестселлеров по личностному росту и практической психологии.
Вот - рабочий день, 2009 год:
Дома сегодня четверо детей – 5, 6, 11 и 12 лет.
9.00 – начало занятий. Старшие повторяют сделанное вчера, младшие получают свои задания – вырезаем фигурки для аппликации из книжечки (куплено на Даумана, вариантов больше 10, изначально книжечек было 22 – по паре каждого вида, уже заканчиваются). Под вырезание ставлю им скачанный вчера MP3 рассказ (Носов, «Фантазеры»)
Ухожу к первой из старших. Объяснять сегодня ничего не надо, все те же пропорции (математика), но обнаруживается, что подзабыла правила порядка выполнения действий в больших примерах. Даю задание (№ 511, учебник математики 5 класс). Там 8 уравнений – пропорций с большим числом членов. То, что нужно. Вместе поэтапно решаем б и ж, предлагаю выбрать для самостоятельного решения то, что ей нравится. Выбирает д и е. Уверена в своих силах, остается одна ( я провела с ней около 20 минут).
Я перехожу к последнему ребенку, по пути выключив MP3 (у нас мобильный аппарат с колонками-зарядкой), потому, что рассказ закончился. Младшие уже вырезали то, что будем наклеивать, отпускаю их на шведскую стенку-качели.
Проверяю вчерашнюю самостоятельную работу по математике у старшего (что-то вроде дом.задания). Ошибка одна, но из – за нее решение неверное, она в вычислениях в начале (записал в столбик при решении неровно, поэтому не то и не с тем сложил в результате.) Недолгий поиск по черновику – я нахожу ошибку, разбираем ситуацию, вывод: даже в черновике стОит писать аккуратно. Обещает. Даю новое задание, он будет делать его сам, когда я уйду к другим. С ним же разбираем морфемы по русскому (занимаемся по Авантовской энциклопедии, том – Языкознание, Русский язык. Это – потому, что именно у этого ребенка совсем нет языковой системы в голове.) Читаем , после статьи читаем «интересненькое» - в этой энциклопедии много такого. Оставляю его составлять краткий конспект (он ограничен настолько, что похож на опорный конспект Шаталова). Ребенок выписывает туда новые для себя слова (морфемы, префикс, постфикс, интерфикс…), их значение . Выполняет фонетический разбор трех данных мной слов (премиленький, газоэлектростанция, вводный).
Отпускаю 11 – летнюю на турник – качели, иду клеить с младшими. Мое в этом участие ограничивается созданием рабочего пространства (проговариваю, что делаю и зачем).
Кладу рабочие коврики, наливаю клей ПВА в стеклянные баночки с толстым дном (чтобы трудно было перевернуть), кладу кисточки. Показываю образец (он на тетрадочках, из которых вырезали). Убираю образец, прошу наклеить вырезанные детали так, как они хотят. Если не хотят использовать образец – придумывают свое. Ставлю на MP3 детские песенки негромко.
Немножко болтаю с подругой по телефону, множко - таскаю из интернета все про церкви из спичек (старшие попросили). Ищу там же сценарии выпускного...
Старший закончил, получает задание по русскому языку по программе (предыдущее – сверх программы).Оставляю ему задание читать самостоятельно параграф по истории, найти в энциклопедии что-нибудь по этой теме и рассказать мне.Между русским и историей у него минут 15 на турник, но он сам туда идет, без меня.
11-летняя садится писать сочинение по белорусской литературе (Якуб Колас, «Казкi
Жыцця» , первые три сказки ), после этого будет рисовать к своему сочинению иллюстрацию (она даст оценку по ИЗО).
Ухожу, заглянув по пути в Интернет, на кухню – пришла любимая соседка, будем кофеманить. С соседкой вынимаю курицу, заправляю бульон, выключаю, процеживаю и добавляю сахар в компот. Болтая с соседкой чищу картошку, малые прибегают хвастаться работами, отпускаю их играть.
Соседка уходит, развешиваю белье из машины, загружаю вторую (первая отдыхает).
Отпускаю всех детей посмотреть серию «Операции «Комбат»»
Сейчас они смотрят, я пишу.
После фильма буду заниматься с малыми Букварем (Жукова), логопедические задания выполним.
11-летняя будет учится делать научное сообщение (звучит круто, но на деле – учиться объяснять известный ей материал тем, кому он неизвестен)
12 – летний будет доделывать историю и рассказывать мне (на кухне), пока я делаю остальную работу к обеду.(к этому времени, пока доготовится сообщение по истории, я дозанимаюсь с малыми, потому, что больше 25 минут на Букварь мы не тратим)
как правило, после обеда школьных занятий нет. День на день (и тема на тему ) не приходится, поэтому, чаще всего, занимаясь, к примеру, историей (вчера) ребенок "проходит" больше 1 параграфа.
В 6 классе историю разделили так: первое полугодие - всемирная, второе - История Беларуси. Так что сейчас - самое начало учебника. Раздел 2 - "Общеcтвенный строй, культура восточных славян". Вчера ребенок "освоил"
1 Общественный строй (параграф 3)
2 Языческие верования и обряды (4)
работу с картой . Расселение славян.
Это - как минимум 3 урока в школе . Думаю, 4 - потому, что урок - для контроля. Все это получается довольно весело. Потому, что ребенок рассказывает весь раздел сразу ( это - действительно весь раздел, дальше - новая тема) , а, следовательно, в его сознании возникает сразу объемная картина, ему легче представить то, о чем он мне сам уже рассказывает.
Для закрепления этой темы ориентировочно в четверг после обеда мы съездим в краеведческий музей.
Что касается математики - новые темы не "берутся" каждый урок. По 2 в среднем урока отводится на отработку и закрепление . У нас - один урок, потому, что есть возможность отследить и проработать недопонятое.Поэтому, занимаясь в среднем тремя предметами в день мы можем позволить себе еще и выходной среди недели (среда у нас неучебный день, очень "разъездной") - и не отстаем.
Для нас смысл в том, чтобы устроить жизнь так, как нам удобнее. Причем, как видите (я писала) , удобнее нам для одних детей заниматься дома, для других - в школе.
Для тех, кто дома , смысл в том, что у детей больше свободного времени (с их занятиями помимо школы без домашнего обучения не было бы никакой улицы, а так - почти ежедневные прогулки); в том, что учиться им интересно, это - любимая деятельность. В том, что мальчик страдает мигренями. А дома - нет приступов. Они провоцировались школьным шумом. В том, что девочка училась в классе, где не радовались дети успехам друг друга, а совсем наоборот (класс отобранный, "элитный") - и ее это огорчало. Они успешнее дома все усваивают, потому, что успевают за меньшее время сделать больше.
В старших классах дети моих близких тратят огромное количество времени и денег на репетиторов. Школа им (именно этим, моим знакомым детям ) помогает разве что в получении аттестата...
Мне тут недавно сын принес на телефоне снятый урок самого лучшего (по мнению детей) учителя. Цель была - показать, какой классный учитель. Я повосхищалась, конечно.
Харизматичный такой учитель весь урок потратил на собственную презентацию. Острословил, юморил. Дети "ржали" весь урок. КПД самого обучения - ноль.
Потому, что по сути из обучения была озвучена тема, сказано полтора предложения вводных по ней - а дальше была остроумная реакция на ребенка, который достал телефон. Потом еще более остроумная - на реакцию ребенка на отобрание телефона до конца урока, потом еще три или четыре раза были попытки вернуться к теме - но до сути не добирались - мешало очередное "что-то", что привлекало внимание педагога, а за ним и остальных присутствующих. К концу урока все окончательно удостоверились в том, что педагог - "душка" и умница. Возможно, научились ерничать и острить лучше, чем умели (парировали неплохо).
Чтобы не врать собственному ребенку свои восторги я свела к тому, что так весело в школе в моем детстве точно не было. Хотя бы полурока посвящалось уроку. Но озадачилась я в первую очередь тем, что в этом уроке и чувство юмора было, на мой взгляд, ущербным - строилось на некотором "расставлении акцентов". Дети заведомо лидерские поднимались, заведомо пренебрегаемые - опускались еще больше.
Снимал мой собственный ребенок из - под парты. Не всегда в кадре и педагог сам был. А так хотелось видеть глаза детей, по которым он "проезжался". Чтобы показать это своему. Без этого - я точно не стану сейчас объяснять свою точку зрения. Потому, что мне чрезвычайно дорого то, что он мне принес эту запись показать (как и предыдущие из других мест), потому, что педагог этот у моего парня сейчас - любимый учитель. И потому - что это верный проигрыш...а я должна думать и за себя и за ребенка. Потому , что УЖЕ понимаю это. А так ведь было не всегда...
17.02.2009
Ребенок, который ходит в школу, сегодня, узнав, что папа успевает по дороге на работу "закинуть" их двоих, у которых школа в трех кварталах от дома (обычно папа раньше уезжает на работу и они ходят пешком напрямик или подъезжают на транспорте 2 остановки), говорит: " Как бы я хотел, чтобы мы сейчас с папой и остались. Какую угодно тяжелую работу, только бы не эта толпа ". Мало того, что учится ребенок успешно и без особого напряга - так ведь еще и на лидерских позициях в классе, физически сильный и мне казался самым "успешношкольным" изо всех моих детей. И вот - надо же! И говорю ему, провожая "Сколько той школы тебе осталось, скоро будет и работа, и, может, с папой.." Он в ответ: "Надеюсь, все это не будет такой же бессмысленной мутью, как школа". Вот. Сижу, думаю...
Нашла там же - в дневнике 2008 года. Не помню, где взяла. Книгу эту сама не читала. Надо прочесть.
цитата из "Фабрики марионеток" Джона Тэйлора Гатто:
Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые дает школа.
Первый урок — это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.
Второй урок — людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников).
Третий урок — урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.
Четвертый урок — это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.
Пятый урок — урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.
Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.
Седьмой урок — полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.
В младшей школе умный развитый ребенок не будет с классом читать "мама мыла раму". В лучшем случае будет занят приготовленными специально для него заданиями, или будет дочитывать Волкова. А в худшем (мой случай) - будет обзываем "выскочкой" за то, что "посмел научиться раньше класса всему, чему учат в этом классе остальных". При этом никто не хотел переводить на класс выше из Ваших соображений - ребенку сверстники нужны. Дети в младшей школе смотрят учительнице в рот. В моем случае, дети вслед за учительницей иначе, чем "выскочка" ребенка не называли. Ни разу не вызвали к доске за полгода, и.т.д. Развилось серьезное неврозоподобное заболевание, последствия есть и сейчас (ребенку далеко за 20). Улыбчивый, доброжелательный умница "развалился" за полгода так, что пришлось лечиться полтора. Общества (которого до того 1 класса не просто не избегал - искал) теперь, будучи взрослым , избегает. Программист. Работает на дому на голландскую (Нидерландскую) фирму. Очень ограниченный круг общения, никому новому не доверяет (это те самые последствия, мнение специалистов)
А есть еще длинные перемены, дикий ор во время этих перемен (это не все дети выдерживают без головной боли), есть полдня, потерянных не на интересную жизнь, а на бесконечные замечания соученикам, есть разное настроение ребенка, разная работоспособность. Есть элементарное плохое настроение учителя, а в старшей школе - и не одного. Чем меньше умеет ребенок "показать зубы", тем ему труднее. Очень тяжело ребенку из православной семьи. Часто сохранить свою честь и не выдать товарища можно только ценой "взять на себя вину". А товарищ вместо благодарности может пальцем у виска покрутить, сказать "тебя никто не просил", а то и трансформировать собственное чувство вины в агрессию по отношению к спасителю. (тоже имело место быть)
Первый описанный случай был в те времена, когда "уйти в другой класс" без скандала было немыслимо. Переехать разве что (тоже было немыслимо).
Сейчас с этим легче, но не совсем легко. Система защищается. Бывает, родителей объявляют "скандалистами" за то, что попросили не ставить ребенка в угол на целый день несколько недель подряд (этот случай тоже реальный) - и они, бедные, ни в одной школе района не были приняты. Видимо, на совещании директоров рассказали об этом так, как было удобно. Учатся в другом районе, всё в порядке, насколько вообще может быть в школе, в угол ставить не за что.
Наш вариант называется "обучение по индивидуальному плану"
Пишем заявление директору с просьбой перевести ребенка на эту форму обучения (название 100% правильное). Ребенок остается в списке класса, Вам предоставляют в течение недели план работы, в заявлении Вы указываете, что ответственность за обучение своего ребенка берете на себя. Контроль ТОЛЬКО начиная с раз в четверть (раз в полгода, раз в год). Вам назначают по Вашему из этих вариантов выбору контрольное время, там расписано, когда ребенок сдает какой предмет. В 1 классе за год:
Техника чтения, пересказ текста из 6-7 предложений.2 стихотворения наизусть. Пересказ нескольких произведений по выбору ребенка.
Математика - десяток. Состав числа 10, сложение, вычитание. Геометрические фигуры. Понятия больше-меньше...
Письмо - тетради с выполненными работами (без промежуточных прописей), списать текст в ходе сдачи.
Рисование - принести работы.
и.т.д.
Кстати, эта форма обучения позволяет , если хочется, ходить на некоторые уроки с классом. Пойти снова в школу можно с любого дня. (имеет смысл для эстетических гимназий - можно ходить только на предметы эстет.цикла)
Из моей практики только один общий совет - хотите - воспользуйтесь:
Прежде, чем закладывать знания, стОит создать структуру, в которую они разложатся. Мы с последними детьми начинаем так: разбираемся , как устроен мир. Какие в нем законы, как действуют. Зачем нам нужно что-нибудь знать обо всем. Разбираемся, какие науки чем занимаются. Создаем общую структуру знаний.
Потом занимаемся тем, что выберет дошкольник.Это - непременное условие у нас ("О чем ты хочешь узнать сегодня?")
Из обязательного - физкультура (можно просто качели, если все остальное влом) и вечернее чтение вслух. Остальное до школы - только по просьбе.
Бывало, что просьбы долго не было (сигнал родителям, что "не в кайф учеба") - тогда пыталась заинтересовать издалека. Иногда - на глазах ребенка отыскивая в энциклопедии что-нибудь по интересующему меня вопросу (действительно неизвестный мне ответ), иногда - подхвалив мимолетный ребенкин интерес.
В школе учиться намного легче. (Не интереснее, не результативнее - именно проще).В школе ответственность на самом ученике очень условная. Не спросили - пронесло. Выучил, ответил - есть оценка, к следующему уроку можно не готовиться...и.т.д. То есть, ребенок короткими перебежками добирается до конца четверти, зачастую не то, что не имея полной картины изученного материала в голове - а вообще учитывая только эти самые свои оценки. Ну - где-то учитель получше - заставит каждого знать, но так, чтобы все учителя такие - я не встречала.
Совсем другое дело - когда ребенок приходит сдавать , к примеру, физику:
Он может спокойно идти на эту сдачу (наедине с учителем - предметником) только владея знаниями по изученному разделу практически свободно. Не для оценки - понимая и умея рассказать. Это предполагает изначальное желание ребенка разобраться настолько, чтобы суметь ответить на любой вопрос по всему разделу, объемная картина которого уже структурирована и уложена в стройную систему, которую образовали у ребенка занятия по принципу "Так, посмотрим, что это такое..." а не "Так, прочитаем-ка параграф - завтра могут вызвать".
Я не спорю - в школе тоже можно грамотно учиться ( я училась - могу помочь практически по любому предмету любого класса ученику в рамках школьной программы моего времени). Но там такое непомерное количество времени тратится на ненужное и даже вредное - ну просто жаль...
Зато те дети, которые не любят учиться, могут там очень достойно выглядеть, если мозги на месте - понять, как себя вести, чтобы не перетрудиться и выучить обязательное - нетрудно.
И - самое главное - у меня никакого желания нет агитировать кого бы то ни было за домашнее обучение. Все совсем наоборот - я боюсь популярности этого вида образования. Боюсь его дискредитации людьми, которые подумают, что это - проще. Которые свалят на своих (вынутых из массовой школы) детей ответственность или защитят диссертации "по теме" и докажут, что необходимо это запретить.
14.08.2009
Иллюстрация на тему: мое не самое старшее дитя, укатавшись на роликах, упало отдыхать на скамейку с книгой, вынесенной на улицу после переодевания роликов. Читает он сейчас "Братьев Карамазовых". По сугубо своему обыкновению, читает мне впечатлившие его абзацы вслух.Со своими комментариями. На скамейке недалеко сидит незнакомая нам пожилая женщина, выгуливающая малыша, наше более маленькое тоже носится рядом. Женщина вдруг спрашивает моего сына "тебе действительно интересно?" Он отвечает. Завязывается небольшой разговор, женщина оказывается учителем - словесником на пенсии. Расчувствовавшись, засыпает сынишку комплиментами, среди прочего говорит, что очень любит Достоевского и очень редко могла передать эту любовь в классе. Просит наши координаты - хотела бы продолжить знакомство. Последняя фраза, с кивком головы в сторону малыша (так и не поняла - девочка или мальчик, и спросить как-то не вышло) - "Все сделаю, чтобы в школу не отдать...даже самая лучшая школа губит ребенка" Я спрашиваю "Даже Итон?" Она смеется - "Ну, в Итоне я не преподавала..."
Учебники:
Основной и лучший - энциклопедия от "Аванты", 47 томов замечательно изданных хорошими коллективами ученых.Для естественных наук - нет ничего лучше.Еще, правда, биология - Вилли-Детье(это 2 автора, а не двойная фамилия - лучший учебник на мой взгляд, для основ биологии) Геометрия Погорелова. Все большие тетради Ахременковой "К пятерке шаг за шагом".(там одна тетрадь для всей младшей школы и по тетради для каждого последующего класса). Для маленьких и средненьких - тетради Узоровой и Нефедовой для отработки навыков как по математике, так и по языкам. Русский язык старшеклассникам - Розенталь. Английский - Верещагина (прошли период с "Magic Box", ничего плохого сказать не могу, но в тот момент, когда мы уже осилили 4 класс не было еще продолжения - и мы были вынуждены перейти на Верещагину, с ней и остались). Немецкий - "Sprachwelt Deutsch" Будько. Старшеклассники - занимаются по грамматике английского Качаловой и Израилевич.Читать пытаются со словарем непереводные англоязычные книги, со сказочек начиная. Неадаптированные - очень трудно (у нас не очень высокий уровень языка).
Еще - покупаю все рабочие и тестовые тетради - как правило, к концу года они савми собой заполняются (дети это любят, отработав тему сами с удовольствием заполняют соответствующие страницы.
И словари - их несколько полок. Кроме обычных языковых (там и двуязычные, и толковый Ожегова, и более узкие - фразеологический, словарь синонимов, иностранных слов (сама пользуюсь всю жизнь) - и.т.п) есть словари терминов , справочники.
По расписанию:
Если ребенок учится с опережением, то сам и определяет рабочий режим. Если опережения нет, то есть "фронт работ". Обязательный объем на день. Выполняется - все хорошо. Не выполняется по каким-то причинам - идем учится в школу (там почти никакой ответственности, тебе всегда скажут, что делать, разжуют, как правило, и положат в рот - никаких открытий делать не придется)
Учеба "с погружением" - когда разбирается весь раздел, а потом отрабатывается то, что вызывает вопросы, мне нравится больше, чем "дробленая", дозированная подача нового.
Литература - у нас вечером, обязательное общее чтение с разговорами "!на тему". Кстати, когда - то, читая о "литературных вечерах" в дворянских гостиных, я не могла поверить, что такое было возможно. Мне самой читали на ночь, но у меня только одна сестра, родившаяся, когда я уже в школу пошла. И общих "вечеров" у нас не было. Помню, я представляла, что было бы, предложи я своим подружкам подобное "времяпровождение" - думала - засмеяли бы и ушли гулять...и вот, спустя много лет, я знаю, что не я одна занимаюсь подобными вещами с детьми из взрослых уже людей моего детского круга общения. И у остальных (у их детей) это тоже - любимое дело...
А еще у нас есть урок "Закона Божия" - такая домашняя воскресная школа. И рабочие тетради по этому предмету тоже есть, кстати - мы их на православной ярмарке купили год назад. И учебник Закона Божия самый что ни на есть настоящий - так и называется
Наверно, все предметы школьной программы у нас есть. Вот только ОБЖ (основами безопасности жизнедеятельности) мы занимаемся с дошкольного возраста. Урок про "психологию толпы", к примеру, заменил документальный фильм , скачанный из сети...еще любим риторику (учебники - с ночной ярмарки на Даумана,- Ладыженской, и логику (Шалаева для малышей, Гетманова для старших, но последнюю не возьмусь рекомендовать - как по мне, так хотелось бы доступнее...но лучше не нашла пока (может, у кого есть что порекомендовать))
Собственно выданные школьные учебники используются, как указатель тем, порядка их следования друг за другом и перечень материала для сдачи.
21.04.2010
У моих детей (тех, кто на обучении по индивидуальному плану, но им хотелось ходить в школу - и они ходили) закончился учебный "завод".
Я посмотрела на то, как они сейчас напрягаются, чтобы не учиться хуже, чем, скажем, в ноябре - и поняла, что природа их человеческая просится в это весеннее время на волю - ко всему растущему, расцветающему, нуждающемуся в заботе и просто радующему глаз...и мы перестали ходить в школу. Делаем все по учебному плану ближе к вечеру, а утро и день проводим на улице.
Вчера с детьми пошли после 9 вечера в Простор. Он у нас рядом, но идти - через крошечный местный кусочек лиственного леса (всего около полукилометра протяженностью). И даже в таком маленьком местечке вчера так пели птицы!!!!! Было волшебно. Небо было чистым и луна (она сейчас-не очень большой серпик) была хорошо видна. И ребенок, не "проходивший" еще этого, спросил, это земля тень на Луну отбрасывает, что полЛуны в тени? И сейчас же получил объяснение. Какой замечательный получился урок! Ребенку показали, куда село солнце, и откуда светит на Луну. И привели пример с лампочкой. И объяснили, что Земля так же выглядит - сторона, где у нас ночь, затенена. И ребенок действительно понял , даже не догадавшись, что это - урок. Потому, что это был "ребенкин" вопрос. А старшие потом всю дорогу обменивались знаниями по астрономии, потому, что Луна их занимала меньше, чем более далекие части мира. А я шла рядом, тащилась от всего этого непередаваемо, думала привычно "Вот оно, счастье" и - что именно так и должны передаваться знания - во время жизни. Только совсем необязательно идти при этом в гипер. Лучше бы - с покоса...
Вопрос, когда самый младший участник астрономического семинара укладывался в постель, был такой: "Мама, а Галактика знает, что люди назвали ее Млечный путь?"
Я мало вижу целесообразности в нынешней школе. На мой взгляд, это скорее средство "пристроить" детей куда-то на время, пока родители на работе. Из того, что я наблюдаю два с лишним десятка лет со стороны, а до этого десять - изнутри (мы 10 лет учились) - мало что действительно "падает и прорастает".
Многим родителям кажется, что ребенка научили очень нужным вещам. Особенно часто кажется, что сам родитель просто не в силах был бы научить, а специалисты (спасибо, спасибо, спасибо!) - образовали дитятко...
Мой опыт свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве семей ребенку не нужно знать интегральное исчисление просто - нико(г)да. И еще 95 процентов всей школьной программы. А надо бы - учиться тому, чем ребенок будет заниматься.
Миф, что школьная программа сегодняшнего дня "направлена на то, чтобы ребенок мог все попробовать и выбрать, чем заниматься" лично для меня разрушили три поколения моих детей. Склонности дети проявляют очень рано. Чаще всего, к 10 годам все определено. И увидеть это несложно, стОит только начать проводить поблизости от ребенка хотя бы полдня. Те, что остаются от работы. Но не заниматься ребенком, не "занимать" его - а жить рядом, параллельно, почти не пересекаясь, разве что парой фраз, улыбкой, совместной трапезой, мимолетными взглядами. Ребенок, имеющий рядом доброжелательного родителя, занятого своим интересным делом, идет дальше исследовать мир, чем ребенок, которого искусственно "занимают".
Определившись с выбором любимого дела, человек способен к совершеннолетию достичь в обучении в нужном направлении очень заметных результатов, если ему дать необходимое для этого - и не мешать ))




Комментарии